Ещё телефоны
   

История колеса

В истории человечества не столь много изобретений, так повлиявших на ход его развития, как изобретение колеса. Вероятно, в период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, возникла необходимость транспортировки тяжелых грузов на большие расстояния. Первые телеги были громоздкими и неудобными, такими же были и первые движители. Вначале под платформы с грузом подкладывались бревна, потом кто-то догадался обрезать бревно и получился толстый круг, который насадили на ось. Наверное, так и появилось первое колесо примерно в пятом тысячелетии до нашей эры.

Согласно рисункам, найденным археологами, первые колеса со спицами начали использоваться в колесницах Бронзового века. Они представляли собой деревянный обод с шестью спицами и позволяли боевым колесницам двигаться с вполне приличной скоростью. В то время такие «БМП» древности были серьезным оружием и средством передвижения. Позже кельты стали использовать железные ободья для своих телег и кибиток, таким образом прошли огромные расстояния и заселили значительную часть Европы.

Движение не было простым и удобным. Дороги были плохими, ямы и колдобины делали езду тряской, пассажиры повозок и карет испытывали дискомфорт, да и ходовая часть часто ломалась. Движитель представлял собой деревянный или металлический обод со спицами, езда была сравнительно некомфортной и не очень быстрой.

Изменения колеса в XIX веке

После открытия способа получения резины из каучука начались изменения концепции. До этого были попытки увеличить количество и качество спиц, изобретались рессоры. Это изменяло ситуацию в лучшую сторону, но не меняло ее кардинально. С получением резины в середине XIX века, стали делать цельный литой резиновый обод, натягиваемый на деревянную основу. Это повысило комфортность передвижения, уменьшив тряску, но не решило проблему окончательно, хотя резиновый слой частично поглощал толчки и вибрацию.

«Отцом» современной пневматической шины обычно считают Джона Бойда Данлопа - хотя достаточно удачные попытки были и ранее. Именно он догадался надеть на обод резиновые полые обручи и накачать их воздухом. Качество нововведения было оценено очень быстро. На таких шинах даже не очень высококлассные гонщики стали выигрывать соревнования у тех, кто оставался верен старине.

Позже стали отделять резиновую камеру от покрышки, укреплять ее, придумали способы монтажа и демонтажа. Внутреннюю основу колеса заменил диск, осуществляющий крепление на ось и передачу крутящего момента от двигателя к движителю. Такое колесо дало возможность автомобилю развивать высокую скорость и сделало передвижение комфортным, устранив существенную часть прежних вибрации и тряски. Но появилась проблема проколов, порезов и сложности движения в различных погодных условиях. Снег, лед, грязь по прежнему могли доставить неприятные ощущения автомобилисту.

Эволюция колеса в XX веке

Для упрочнения шины ее снабдили кордом - металлическими, полимерными или текстильными нитями внутри каучука, придающими ему жесткость и прочность. Появился протектор на внешней части покрышки, обеспечивающий сцепление обода с дорожным покрытием. Рисунок протектора, в зависимости от условий эксплуатации движителя, различен по глубине и по направлению. Финны одни из первых придумали использовать металлические шипы на шинах для движения автомобиля по льду, снегу или ледовой каше. Это было оптимальное решение для дорог Северной Европы в зимний период и во время распутицы межсезонья.

Проблема уменьшения вреда от повреждения покрышек была решена путем внедрения бескамерной резины. Такие шины были разработаны представителем фирмы Goodyear еще в 1903 году, но регулярно использовать их на серийных автомобилях начали только в 1954-1955 годах в США. Камера была замена толстым слоем каучука, что обеспечивало герметичность, уменьшало падение давления при повреждении и позволяло не повредить остальные элементы колеса.

Позже появилась технология Run-flat, при использовании которой достигается возможность движения даже при полностью спущенной шине, не повреждая при этом колесный диск. Существует несколько вариантов реализации концепции, но у всех них есть общие ограничения. В спущенном виде на них не стоит ездить особенное далеко, максимум несколько десятков километров - только, чтобы не останавливаться в неудобном для смены резины месте. Как и низкопрофильные шины, Run-flat резина весьма жесткая, заметно уступающая обычным шинам в способности амортизировать дорожные неровности. С точки зрения безопасности движения, Run-flat следует использовать на автомобилях, у которых, как минимум, имеется электронная система контроля давления воздуха в шинах, предупреждающая о его изменении.

XXI век

Появились новые изобретения, некоторые из которых могут изменить колесо весьма сильно, а другие всего лишь его усовершенствуют. Пример второго случая - технологии «умных» шин, Contisense и Contiadapt от Continental. Специальные встроенные сенсоры Contisense замеряют ряд физических факторов: температуру дорожного покрытия или влажность, например. А Contiadapt, на основе полученных данных от Contisense, может при необходимости в автоматическом режиме изменить давление в шинах и увеличить ширину колес, чтобы сделать пятно контакта шин с дорогой больше по площади. Во время автосалона во Франкфурте в 2017 году представители Continental заявили, что Contisense и Contiadapt станут доступны «в течении пяти лет».

Практически все ведущие компании ведут разработки в этой области и предлагают новые оригинальные решения, ждущие своего внедрения. Так что жизнь не стоит на месте, эволюция колеса продолжается.

Покраска Акция ...до 10 Апреля 2020